Дизель-генераторные установки (ДГУ), являющиеся автономным источником электропитания, с каждым годом становятся все более востребованнее. Если раньше они использовались в основном, в промышленности и коммунальном хозяйстве, сейчас эти компактные электростанции часто приобретаются и для бытовых нужд. Соответственно росту продаж, увеличивается и число покупателей, мало знакомых с основами электротехники и совершающих ошибки при выборе необходимого аппарата.
Большинство покупателей при выборе ДГУ обращает внимание лишь на мощность агрегата и его стоимость, тогда как ряд важнейших параметров, таких как тип двигателя и альтернатора, продолжительность автономного функционирования, вариант исполнения, автоматизация и прочее остаются без должного внимания.
Во избежание ошибок в выборе ДГУ наиболее эффективную помощь могут оказать квалифицированные специалисты, в том числе и сотрудники компании ООО «ОРТЕА», являющейся официальным дистрибьютором итальянского производителя ДГУ Elcos S.r.l. Но прежде чем обратиться за помощью к специалистам, предлагаем ознакомиться с рекомендациями, представленными ниже.
Выбор дизельной электростанции по мощности нагрузки, которую планируется подключать к ДГУ, является одним из ключевых условий правильного выбора. Суммарная нагрузка потребителей электричества определяет номинальную нагрузку дизельной электростанции.
При превышении значений номинальной нагрузки дизельной установки ее ресурс значительно снижается. Этому способствуют рост нагрузки на привод двигателя, перегрев и разрушение изоляции альтернатора, замыкание обмоток, коррозия проводов. Все эти негативные процессы, в итоге, приводят к ускоренной выработке назначенного ресурса агрегатов ДГУ и его выходу из строя.
Во избежание подобного сценария, рекомендуется подсоединять к ДГУ нагрузку, соответствующую мощности установки. Отметим, что современные дизельные электростанции оснащены автоматом защиты, который отключает электростанцию при значительном превышении мощности потребителей.
Следует учитывать, что ДГУ не следует эксплуатировать в длительном режиме и с минимальной потребляемой мощностью. Так, если установка свыше 5 минут работает с нагрузкой, ниже 30% или вовсе без нагрузки, в цилиндрах двигателя ДГУ начинается ускоренное нагарообразование, значительно снижающее эффективность работы силового агрегата.
Определить суммарную мощность потребителей электроэнергии вырабатываемой дизельной установкой, следует определять с учетом следующих факторов:
В любом случае рекомендуется выбирать ДГУ таким образом, чтобы суммарная нагрузка на агрегат оставляла 25% запас от его номинальной мощности.
Как правило, дизель-генераторные установки используются в качестве резервного источника электроснабжения, обеспечивающего потребителей энергией вне зависимости от состояния электросети. Для того чтобы ДГУ могла исправно выполнять свои функции, важна ее автономность, т.е. способность работать в течение определенного времени без дозаправки и вмешательства обслуживающего персонала.
Большинство генераторных установок в стандартной комплектации рассчитаны на автономную работу в течение 8-10 часов. В конструкцию устройства интегрированы топливный и масляной бак, система охлаждения. Полностью заправленный топливом, маслом и охлаждающей жидкостью агрегат способен бесперебойно работать в течение указанного выше времени.
Однако в определенных случаях требуется автономная работа устройства в течение более длительного периода. Для этого требуется обеспечить возможность автономного функционирования ДГУ.
Основой дизельной установки является двигатель, потребляющий топливо. Для увеличения периода автономной работы электростанции, в первую очередь, требуется обеспечить агрегат необходимым количеством дизельного топлива. Это можно сделать посредством увеличения объема интегрированного в конструкцию топливного бака или путем установки автоматической системы, обеспечивающей подачу топлива из иных емкостей.
Рекомендуемая продолжительность работы ДГУ в автономном режиме составляет сутки, однако посредством установки дополнительного оборудования автономность функционирования дизель-генераторной установки можно довести до 250 часов. При этом отметим, что это достаточно дорогостоящий вариант, который в большинстве случаев не рентабелен, особенно если речь идет о бытовых потребителях.
Дизельный двигатель является сердцем дизель-генераторной установки. Его качество и надежность определяют эффективность работы электростанции. Следовательно, при выборе ДГУ особое внимание необходимо уделить именно этому агрегату.
Факторов, определяющих эффективность двигателя множество: это конструкция, ресурс, назначенный производителем, ремонтабельность, адаптация к условиям эксплуатации в сложных погодных условиях, адаптация к некачественным горюче-смазочным материалам, габариты, репутация производителя. Сложность выбора состоит и в поиске оптимального баланса между отличной репутацией бренда и реальными потребностями потребителя.
В техническом плане, все дизельные силовые агрегаты подразделяются на высокооборотистые и низкооборотистые. Частота вращения вала высокооборотистых двигателей составляет 3000 оборотов в минуту, низкооборотистых - 1500 об/мин.
В случае если ДГУ планируется эксплуатировать с невысокой интенсивностью (до 500 моточасов в год), рекомендуется сделать выбор в пользу высокооборотистого агрегата. Для более интенсивной эксплуатации подойдет низкооборотистый двигатель.
Следует отметить, что при идентичных значениях мощности, стоимость низкооборотистых двигателей выше, однако она компенсируется увеличенным межремонтным ресурсом, низким уровнем шума и меньшим потреблением топлива.
Само название этого агрегата подсказывает, что его функция заключается в преобразовании одного вида энергии в другой. Отметим, что альтернатор также называют и собственно генератором. Наряду с двигателем, альтернатор является наиболее существенным элементом конструкции ДГУ.
Как и любой двигатель, альтернатор состоит из двух составных частей – ротора и статора. Вращение в альтернаторе осуществляется за счет электродвижущей силы, возникающей благодаря возбуждению магнитного поля на обмотке. В этом плане разницы между двумя типами альтернаторов – синхронным и асинхронным – нет. Разница между ними заключается в способе передачи магнитного поля. Конструкция синхронных альтернаторов предусматривает наличие обмотки на роторе, тогда как на асинхронных альтернаторах ее нет. Соответственно, методы передачи электромагнитного поля у них разные. Переходя с теории на практику, отметим, что конструкция синхронного альтернатора более сложная за счет наличия на роторе и статоре обмоток и щеток, что отсутствует на асинхронных устройствах.
При выборе альтернатора, необходимо учитывать условия и цели его эксплуатации. Если вы приобретаете ДГУ для дома или дачи, рекомендуется сделать выбор в пользу синхронного альтернатора, обеспечивающего на выходе стабильное и качественное напряжение без резких импульсов и колебаний. Аналогичный выбор следует сделать и для обеспечения электропитанием медицинского, лабораторного и офисного оборудования, требовательного к параметрам напряжения. Если же ДГУ планируется эксплуатировать на открытом воздухе, на стройплощадках и производственных участках с повышенным уровнем пыли, влаги и промышленных отходов, рекомендуется приобрести устройство в асинхронным альтернатором, более устойчивым к климатическим и механическим воздействиям.
Важным фактором эксплуатации дизель-генераторных установок в штатном режиме является создание необходимых условий для этого. Таким образом, вариант исполнения установки является одним из важных критериев выбора ДГУ.
Дизельные электростанции выпускаются в различных вариантах исполнения, основными из которых являются открытый вариант на стальной раме, контейнерные ДГУ, агрегаты в шумозащитном кожухе и мобильные установки на шасси.
В случае наличия отдельного подсобного помещения, оснащенного системой принудительной вентиляции, шумоизоляцией и автоматизированной системой пожаротушения, оптимальным вариантом может стать дизельная электростанция в открытом варианте исполнения. Оснащение помещения потребует дополнительных вкладов, однако выбрав ДГУ в этом варианте исполнения, расходы могут окупиться за счет относительной дешевизны этого типа электростанций.
ДГУ во всепогодном контейнере имеет свои преимущества. Ее можно оперативно установить непосредственно практически в любом подходящем месте, под открытым небом, без учета климатических условий. Одновременно, контейнер максимально снижает уровень шума, что позволяет монтировать электростанцию вблизи жилых построек.
ДГУ в шумозащитном кожухе являются компромиссным вариантом, эффективным в случаях, когда требуется обеспечение достаточного уровня шумоизоляции и защиты размещенного на улице генератора от климатического воздействия.
Нередко дизельные электростанции применяются в сфере строительства, добычи углеводородов, прокладки трубопроводов. В подобных случаях важна мобильность ДГУ, которую могут обеспечить передвижные электростанции, установленные на колесных или гусеничных шасси.
Все современные дизель-генераторные установки оснащаются системами автоматизации. В зависимости от целей и условий эксплуатации агрегатов, применяется одна из трех степеней автоматизации.
Первая степень, присутствующая на всех электростанциях, предусматривает их оснащение системами аварийной сигнализации и несколькими приборами, контролирующими ключевые рабочие параметры. При этом для функционирования агрегата необходимо постоянное присутствие обслуживающего персонала. Подобные ДГУ чаще всего используются на производственных предприятиях, шахтах, в строительстве.
Вторая степень автоматизации обеспечивает запуск дизель-генератора в автоматическом режиме посредством шкафа автоматического ввода резерва (АВР) при отключении электричества. Генераторы со второй степенью автоматизации чаще всего устанавливаются в супермаркетах, торговых центрах, аэропортах, других объектах, где критически важно скорейшее восстановление электроснабжения.
Третья, высшая степень автоматизации ДГУ, отличается высоким уровнем автономности агрегата. Помимо автоматического запуска, здесь предусмотрены системы автозаправки топлива, масла, рабочих жидкостей по мере их выработки. Главным достоинством третьей степени является отсутствие необходимости осуществления контроля за работой со стороны обслуживающего персонала. Такие электростанции оптимальны в качестве резервного электроснабжения критически важных стратегических объектов.
Автоматика ввода резерва, или АВР, используется для автоматической коммутации нагрузки при сбое электроснабжения по стационарной сети. При восстановлении подачи электричества, АВР переводит нагрузку с генератора на питание от стационарного источника.
В зависимости от мощности, время срабатывания АВР составляет от нескольких секунд до пары минут.
Блок АВР может отдельно устанавливаться в специальном помещении или интегрироваться в конструкцию генераторной установки.
В случае применения генератора в качестве аварийного источника энергоснабжения, в процессе проектирования резервной сети могут быть реализованы два варианта подключения – ручной и автоматический.
Ручной вариант рекомендуется применять для сетей с редкими случаями отключения централизованного электроснабжения.
При частых сбоях в сети, оптимальным вариантом поддержания непрерывного электроснабжения является наличие системы автоматического ввода резерва.
Дизельная электростанция достаточно сложный в техническом плане агрегат, ошибка при выборе которого обернется значительными финансовыми потерями для покупателя. Во избежание этого, прежде чем приобрести товар, настоятельно рекомендуется ознакомиться с основными критериями выбора и учитывать их при покупке устройства.
Компания ООО «ОРТЕА», являющаяся официальным дистрибьютором итальянского производителя высококачественных ДГУ Elcos, в полной мере оказывает помощь покупателям как при выборе необходимого агрегата, так и в вопросах инжиниринга, поставок и сервисного обслуживания продукции.